ЗАЗ.ру » ИНСТРУКЦИИ » Инструкция ЗАЗ 965А » СИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧА
Информация к новости
  • Просмотров: 0
  • Автор:
  • Дата: 1-05-2005, 16:59
1-05-2005, 16:59

СИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧА

Сцепление (см. рис. 47) —сухое; однодисковое, с механическим приводом выключения. Механизм сцепления закрыт картером, отлитым из магниевого сплава, который шпильками крепится к картеру коробки передач и картеру двигателя. Картер сцепления обрабатывается совместно с картером коробки передач, поэтому он невзаимозаменяемый. Снизу картер сцепления закрыт крышкой смотрового люка Подшипник выключения сцепления состоит из графитового подпятника, запрессованного в обойму.


Сцепление в сборе балансируется. Взаимное положение нажимного диска и кожуха сцепления определяет метка “2”.


После балансировки коленвала с маховиком и сцеплением в сборе — ставится метка также на маховике.


В случае разборки сцепления обратите внимание на установку деталей при монтаже по старым меткам и на необходимость регулировки сцепления.


Привод выключения сцепления механический, тросовый, состоит из педали, рычага и троса с регулировочным наконечником. Пластмассовые втулки вала педали в смазке не нуждаются. Для нормальной работы сцепления и привода необходимо обеспечить свободный ход педали сцепления, равный 25—35 мм (по центру нажимной площадки педали). Это соответствует зазору 2,5—3,5 мм между пятой и выжимным подшипником.


При недостаточной величине зазора выжимной подшипник будет прижиматься к пяте, что приведет к выходу из строя подшипника, пробуксовке сцепления и износу фрикционных накладок. Если зазор чрезмерно велик, это приводит к неполному выключению сцепления, затрудняет переключение передач, может вызвать поломку зубьев шестерен и повышенный износ колец синхронизаторов.


alt



Рис. 48. Регулировка свободного хода педали сцепления:


1 — наконечник троса; 2 — регулировочная гайка; 3 — контргайка.



Регулировка  свободного хода педали осуществляется изменением длины троса с помощью регулировочного наконечника 1 (рис.48), троса и гаек 2 и 3.Для уменьшения свободного хода педали расконтрите регулировочную гайку 2, отпустив гайку 3; удерживая наконечник 1 за лыски, заворачивайте гайку   2. Для увеличения свободного хода гайку  2 отворачивайте. После регулировки свободного хода гайку 2 законтрите гайкой 3.


Регулировка пяты сцепления относительно маховика производится на заводе, и в процессе эксплуатации регулировать ее не следует. В случае разборки сцепления, его регулировку можно производить на маховике двигателя, для этого сцепление вместе с ведомым диском установить по имеющимся на маховике и сцеплении меткам, несколько раз прокачать равномерными нажатиями на пяту, после чего отрегулировать и законтрить регулировочные гайки вдавливанием кромки гаек в прорези болтов. Регулировку производить равномерным заворачиванием или выворачиванием болтов, при этом размер от торца опорной поверхности пяты до поверхности маховика должен быть равен 41 мм, а допустимое биение пяты при проворачивании коленчатого вала должно быть не более 0,4 мм общих показаний индикатора. Особое внимание обратите на тщательность контровки регулировочных гаек, так как их отворачивание может вызвать значительные разрушения.


Коробка передач


Коробка передач — механическая, двухвальная, трехходовая, четырехступенчатая, с четырьмя передачами вперед и одной назад (рис. 49). Все шестерни, за исключением шестерен первой передачи и заднего хода, косозубые.


alt


Рис. 49. Коробка передач:


I — крышка задняя; 2 — гайка; 3 — стопорная шайба; 4 - шестерня 2-й передачи ведущая; 5 — подшипник; 6 — кольцо стопорное; 7 — крышка; 8 — вал ведущий в сборе; 9 — блок промежуточных шестерен заднего хода. 10 — шестерня 4-й передачи ведущая; 11 — подшипник, 12 — картер коробки передач; 13 — ведомый вал сцепления. 14 -сапун; 15 — подшипник первичного вала, 16 — сальник, 17—картер сцепления; 18—гайка, 19—шестерня ведущая главной передачи, 20 — подшипник; 21 — шайба регулировочная; 22—пробка спускная, 23—шестерня 4-й передачи ведомая, 24—втулка, 25 — пружина синхронизатора, 26 — шестерня 1-й передачи и заднего хода: 27 — муфта включения синхронизаторов 3-й и 4-й передач, 28 — ступица муфты синхронизаторов; 29 — кольцо синхронизатора; 30 — шестерня 3-й передачи. 31 — подшипник, 32 — болт, 33 — крышка подшипника; 34 — шестерня ведомая 2-й передачи; 35 — втулка шестерни 2-й передачи. 36 — муфта включения синхронизатора 2-й передачи; 37 — ступица муфты; 38 —шайба; 39 — шестерня привода редуктора спидометра; 40 —шайба, 41 — гайка стяжная; 42 — шплинт.


alt


Рис. 50. Механизм переключения передач.


1 — шток вилки переключения заднего хода; 2 — шток вилки переключения 3-й и 4-й передач. 3 — шток вилки переключения 1-й и 2-й передач; 4 — ползун переключения передач; 5 — сальник ползуна; 6 — задняя крышка; 7 — шарико- вый замок; 8 — толкатель замков; 9 — замок нижних штоков; 10—шарик фиксатора 11 — пружина фиксатора; 12 — контргайка; 13 — болт стопорный оси блока, 14 — ось блока шестерен заднего хода.


Шестерни 2-й, 3-й и 4-й передач находятся в постоянном зацеплении включаются с помощью муфт и синхронизаторов.


Кольца синхронизаторов унифицированы с кольцами синхронизаторов автомобиля “Москвич-407”.


Синхронизатор служит для бесшумного включения передачи. Слишком быстрое переключение может повредить синхронизатор. Поэтому рычаг переключения передвигайте плавно, без рывков. Учитывайте, что первая передача не имеет синхронизатора и поэтому переключение со второй на первую передачу, во избежание поломок шестерен, следует производить только после снижения скорости автомобиля до скорости пешехода. Перемещение муфт включения осуществляется с помощью вилок и трех подвижных штоков, установленных в направляющих, которые выполнены в передней и задней стенках картера коробки передач. Штоки имеют пазы, расположенные впереди задней стенки картера. Верхние пазы выполнены заодно со штоками, а нижний — заодно с вилкой 2-й передачи В пазы штоков и вилки входит ползун переключения передач, что вместе составляет избирательное устройство (рис. 50).


Фиксаторы штоков изготовлены в виде шариков, прижимаемых пружинами. Они входят в канавки на концах штоков и тем фиксируют ту или иную передачу. Для предотвращения включения сразу двух передач установлено блокирующее устройство, состоящее из шарика, толкателя и замка.


Управление коробкой передач производится рычагом на туннели пола кузова (см. рис. 51). Нижний конец рычага установлен в штампованном корпусе на шаровой опоре. Шаровая проточка рычага обеспечивает шарнирное соединение с ползуном.


Для предупреждения включения вместо 4-й передачи заднего хода на рычаге сделан цилиндрический выступ, а на корпусе механизма — бурт.


Поэтому категорически запрещается во время движения при включении 4-й передачи нажимать на рычаг переключения передач. В противном случае может включиться передача заднего хода и произойдет поломка коробки передач.


Корпус механизма крепится к туннелю четырьмя болтами и закрыт крышкой с резиновым колпаком.


Ползун соединен с валом управления специальным установочным винтом, который периодически подтягивайте.


Вал управления соединяется с ползуном коробки передач с помощью упругой резиновой муфты, которая вкручивается наконечником в вал управления и контрится гайкой с зубчатой шайбой.


Вторым концом муфта соединяется с ползуном коробки передач болтом с гайкой. Гайка шплинтуется.


Механизм переключения передач регулируется на заводе при сборке. Однако в процессе эксплуатации автомобиля может
возникнуть необходимость в снятии и последующей регулировке механизма.



Для правильной установки механизма:



1. Установите вал управления и корпус механизма в туннель кузова и соедините вал управления с ползуном механизма стопорным болтом.


2. Заверните болты крепления механизма к туннелю, но не затягивайте их.


3. Установите пылезащитный колпак в отверстие заглушки туннеля и вверните муфту 8 (см. рис. 51) в вал управления до размера приблизительно 13 мм между торцом вала и плоскостью муфты.


4. Присоедините второй конец муфты к ползуну 11 коробки передач, затяните гайку 13 до отказа и зашплинтуйте.


5. Установите корпус механизма переключения передач так,   чтобы рычаг переключения передач был перпендикулярен плоскости туннеля кузова, и затяните болты крепления корпуса механизма к туннелю


6 Затем установите рычаг переключения передач в положение, при котором включается задний ход, но не включайте его


alt


Рис  51   Механизм управления коробкой передач


1 — рукоятка рычага 2 — рычаг 3 — кожух 4 — крышка 5 — болт стопорный 6 — вал управления 7 — колпак пылезащитный 8 — соединительная упругая муфта 9 — контргайка 10 — болт 11 — ползун коробки передач 12 — шайба 13 — гайка 14 — шплинт, 15 — втулка опорная 16 — вкладыш опорной втулки 17 — гайка 18 — шплинт 19 — чашка нижняя 20 — чашка верхняя 21— пружина 22 — ползун 23 — пружина 24 — кожух туннеля 25 — болт крепления корпуса к туннелю 26 — корпус


Ползун коробки передач с муфтой поверните так же в положение: для включения заднего хода (при виде на ползун со стороны вала управления ползун следует повернуть против часовой стрелки) В таком положении, придерживая ключом вал, затяните контргайку 97 Проверьте четкость, легкость и полноту включения передач и при необходимости подрегулируйте После регулировки болты крепления корпуса механизма затяните до отказа, установите на место крышку и пылезащитный резиновый колпак.


Уход за механизмом переключения передач заключается в периодической по мере надобности, проверке положения рычага переключения передач и подтяжке соединений.


Смазка механизма производится при сборке на заводе, однако в процессе эксплуатации при разборке рекомендуется смазать трущиеся детали графитной смазкой


Неисправности механизма переключения передач и способы их устранения


Непременным условием четкого и легкого включения всех передач является надежная затяжка стопорного болта ползуна и вала управления, затяжка и шплинтовка гайки болта, соединяющего муфту с ползуном коробки передач, затяжка контргайки, муфты, а также положение корпуса механизма переключения передач под углом 90° к плоскости туннеля кузова В процессе эксплуатации в результате ослабления креплений и естественного износа могут наблюдаться затруднения в переключении передач, а также неисправности, причины которых и способы устранения приводятся ниже


 






































Причина неисправности



Способ устранения



Затруднено включение или не включаются 1-я и 2-я или 3-я и 4-я передачи и задний ход



1 Ослабла затяжка гайки болта крепления муфты



1 Расшплинтовать и подтянуть гайку. После подтяжки зашплинтовать



2 Ослабла затяжка стопорного болта ползуна и вала управления



2 Снять крышку с туннеля и торцовым ключом подтянуть стопорный болт.



3 Ослабла затяжка контргайки
муфты



3 Установить рычаг переключения передач в положение, при котором включается задний ход, но не включать его Ползун коробки передач с муфтой повернуть также в положение включения заднего хода и, придерживая ключом вал, затянуть контргайку



Не включаются или включаются неполностью 1-я и 3-я передачи



4 Корпус механизма переключения
передач смещен назад



4 Снять крышку механизма Отпустить болты крепления корпуса механизма к тоннелю и передвинуть его вперед так, чтобы включение передач было четким Закрепить корпус, поставив крышку на место



Не включаются или включаются неполностью 2-я и 4-я передачи и задний ход



5 Корпус механизма переключения передач смещен вперед



5 Выполнить операции, описанные выше, переместив корпус механизма назад



 

































Причина неисправности



Способ устранения



Самовыключение передач во время движения



6 Смещение корпуса механизма переключения передач.



6. Отрегулировать и закрепить корпус механизма в правильном положении, сместив его в сторону самовыключающейся передачи, проверить четкость включения всех передач



7. Износ фиксаторов штоков, вилок переключения передач, деформация пружин, прихват шариков.



7. Снять крышку фиксаторов штоков (см рис 50, поз 10), вынуть пружины и шарики, проверить их состояние; деформированную пружину отрихтовать и перевернуть. Проверить состояние лунок на штоках, при повышенном износе заменить штоки или отремонтировать лунки.



Не включается 1-я передача



8. Прихват шестерни 1-й передачи на шлицах муфты.
9. Забиты торцы зубьев шестерен 1-й передачи (может произойти в результате неправильного включения
передачи на ходу).



8, 9 Разобрать, устранить заедание или заменить изношенные детали.



Одновременно включаются две передачи (1-я и 3-я или 2-я и 4-я)



10. Износ замка штоков 1-й, 2-й, 3-й и 4-й передач.



10 Разобрать, заменить изношенные замки штоков.




Главная передача


Главная передача состоит из двух спирально-конических шестерен и дифференциального устройства. Ведущая шестерня изготовлена за одно целое с ведомым валом коробки передач. Осевое усилие от главной пары воспринимается двухрядным подшипником 31 (рис. 49) и крышкой 33, которая крепится болтами к картеру коробки. Болты контрятся попарно проволокой. Ведомая шестерня 19 (рис. 52) установлена на корпусе 6 дифференциала   и крепится болтами 18 с пружинными шайбами.


Подшипники 5 установлены в корпусах 3, которые крепятся к картеру шпильками и гайками через отверстие во фланце. Корпуса не взаимозаменяемые, поэтому при разборке их необходимо пометить.


Для регулировки бокового зазора в зацеплении шестерен главной передачи служат две регулировочные гайки 4. Гайки стопорятся стопорами 14 и прижимаются фланцем резинового защитного чехла полуоси. Нормальный боковой зазор между зубьями ведущей и ведомой шестерен должен быть в пределах 0,08—0,22 мм.


При необходимости разборки дифференциала или коробки не нарушайте регулировки подшипников, для чего стаканы 3 снимайте вместе с наружными обоймами и регулировочными гайками.


Уход за коробкой передач и главной передачей заключается в поддержании уровня масла вровень с отверстием наливной пробки картера. Проверять уровень масла следует через каждые 6000 км, при необходимости, доливать.



Смену смазки производите через каждые 12000 км пробега.



Заправку масла рекомендуется производить специальным шприцем. При отсутствии шприца можно применять простейшее приспособление, состоящее из шланга и воронки, одетой на шланг. Длина шланга должна быть такой, чтобы обеспечить вывод воронки сбоку автомобиля на уровень бокового окна.


Рекомендуется заправку масла производить при включенной передаче (любой).


alt


Рис. 52. Главная передача:


I — картер коробки передач; 2 — гайка, 3 — стакан; 4 — регулировочная гайка, 5 — подшипник, 6 — корпус дифференциала, 7 — шестерня полу оси, 8 — стопор оси сателлитов, 9 — ось сателлитов; 10 — сателлит, 11 — крышка корпуса дифференциала, 12 — упорная шайба; 13 — уплотнительное кольцо, 14 — кольцо стопорное гайки, 15 — крышка, 16 — чехол защитный, 17 — болт, 18 — болт крепления ведомой шестерни; 19 — ведомая шестерня главной передачи

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.