Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Дипломная работа - самоделкин.
ЗАЗ.ру АвтоКлуб > ОБЩИЕ ТЕМЫ > МЕЖДУГОРОДKА
Desigennad
Этот автомобиль создавался в пору, когда бензин марки А-72 стоил 5 копеек. Те времена минули (к сожалению и к счастью), а машина цела. Знакомьтесь. Она до сих пор жива и востребована.

В то время в стране была «напряженка» с автомобилями. Но зато в избытке было неравнодушных граждан – образованных, с золотыми руками, не хотевших ждать, а желавших заполучить одну из немногих свобод, в те годы доступных, – свободу перемещения в пространстве.

В 1967 году Юрий Петрович был студентом Киевского политехнического института. Днем работал в СКТБ «Медтехника», вечерами гонял на «Яве» по киевским улицам, сдавал зачеты на вечернем отделении механико-математического факультета и готовил к защите дипломный проект. А еще – проектировал собственный автомобиль. Подход к делу был научным: представив будущую машину в виде жесткой балки, студент рассчитал изгибающий и скручивающий моменты, сварные швы, заложил в конструкцию соответствующие материалы. Почти сорок лет спустя альма-матер может гордиться – проект ее выпускника до сих пор в строю.

Автомобиль три года строили на втором этаже коммуналки на улице Чкалова, в самом центре столицы УССР. Родители сказали: лучше это, чем хиппи и рок. Материалы покупались в магазинах: например, листовой дюралюминий Д16Т для кузова брали по 60 коп. за килограмм в «Юном технике» на бульваре Леси Украинки. Двигатель сначала был от «Ява-250», но через пару лет Юрий Петрович приобрел в автомагазине на Краснозвездном проспекте «жигулевский» мотор за 560 рублей. Коробка стоила 320, но она так и осталась на витрине. Юрий купил «бэушную», чтобы самому перебрать ее и подобрать пары с меньшим передаточным числом: легкой машинке нужны были обороты, а не тяга на колесах. Кстати, колеса решено было применить небольшие – как на мотоколясках, прицепах «Скиф» и легкой сельхозтехнике.

… Юрий Петрович ездил на своей машине уже несколько лет, когда на работе его премировали правом на приобретение новеньких «Жигулей». «Пусть ездит наконец на нормальной машине», – решило руководство. Юрий обрадовался, но старый автомобиль решил оставить – временно. Получилось – на тридцать лет.
Мнение

Юрий Заваров
Автор проекта, инженер

Не рассчитывал, что этот автомобиль столько прослужит: думал, поезжу, пока куплю серийную машину. За эти годы я сменил около десятка авто – «Жигули», «Запорожец», «Москвич», но «Ураган» продолжал оставаться в строю. Он всегда был под рукой, потому что ночевал под окном возле дома – на нем я ездил в гараж за большой машиной, на природу – к реке, в лес по грибы-ягоды. Не особенно жалко, да и проехать везде может. Привык я к нему так, что не пожалел сил на несколько серьезных ремонтов – на двадцать первом году менял проржавевший алюминиевый капот, борта кузова, а в 77-м году заменил «инвалидскую» подвеску «зазовской». И сегодня автомобильчик еще неплохо держится, катаюсь на нем понемногу.



Спецификация

Конструкция автомобиля рамная. Пространственная рама сварена из труб квадратного сечения. Кузовные панели вырезаны из алюминия, днище – из оцинкованного железа. Лобовое стекло позаимствовано у троллейбуса ЗиУ-5, где оно было нижней частью бокового салонного окна. Раздвижные стекла дверей – плексигласовые, заднее – тоже от троллейбуса.

Ходовая часть собрана на основе деталей ЛуАЗ-969 и ЗАЗ-968. Подвеска колес полностью независимая. Передний мост – от «Запорожца», переделанный под ступичные подшипники ВАЗ-2108. Задняя подвеска – «Волынь», от нее же редуктор главной передачи. Амортизаторы: спереди – ЗАЗ-968, сзади – передние от «Москвича-412». В качестве карданного вала работает полуось «Запорожца» с дополнительными шлицами. Рулевое управление – ЗАЗ-968 с модернизированными шарнирами тяг. Колеса – от инвалидной мотоколяски размерностью 5.00 – 10" (135 – 250).

Силовой агрегат позаимствован у «классических» ВАЗов. Сегодняшний двигатель – ВАЗ-2105, коробка передач – четырехступенчатая от ВАЗ-2106 первых годов выпуска, с парой первичного вала, наиболее «прямой» из всех существующих.

Интерьер спартанский, но в салоне есть все необходимое для повседневной эксплуатации автомобиля. Оба сиденья самостоятельного изготовления, отопитель – типа ВАЗ-2101, для вентиляции в крыше предусмотрен люк.



«Ураган»
Общие данные
Тип кузова универсал
Дверей/мест 3/2
Габариты Д/Ш/В, мм 2540/1320/1400
Клиренс, мм 280
Грузоподъемность, кг 2 чел.+50 кг
Объем багажника, л 724
Объем бака, л 30
Макс. скорость, км/ч не измерялась
Расход топлива, трасса–город, л/100 км 5 – 8
Двигатель
4-цилиндровый бенз. карб. 1,3 л (69 л. с.)
Трансмиссия
Тип привода задний
КПП 4-ст. мех.
Ходовая часть
Тормоза передние/задние бараб./бараб.
Подвеска передняя/задняя незав./незав.
Шины 5.00 – 10" (135 – 250)

Стоимость 2200 советских рублей (1977 г.)



Автомобиль построил Юрий Заваров, г. Киев
MAGNET
ну и уродство unsure.gif
Алексей
Цитата(Snow @ 24.8.2007, 1:54) *
ну и уродство unsure.gif

Для утилитарной машины нормально. Автор цель себе видимо не ставил канфэттку сделать - так, времянку чтобы кататься.
Но вообще-то, унитаз.
SHKIPER
А ты попробуй сделай.
РЕСПЕКТ
Desigennad
Цитата(Snow @ 24.8.2007, 1:54) *
ну и уродство unsure.gif


на рубеже 60-70хх собрать такое дома... студентом. я восхищаюсь такими людьми... wink.gif
не сравнивайте с современным автопромом типа Mitsubishi Lancer X и всякой остальной одинаковой электронной жоповозкой - в поле эти аппараты не починишь, а эту вещь можно на коленке починить.
Roman-2804
в камуналке сделать такой джип ohmy.gif Респект
KoresH
если бы делал авто, то оно было бы именно таким wink.gif только движок бы взял 1.7 и нормальные колёса поставил...
VEFF
Цитата
...из труб квадратного сечения...

Дальше читать не смог ибо сполз пацтол...
MAGNET
+1 Васян я сам там же
zazik3
Цитата
...из труб квадратного сечения...

Дальше читать не смог ибо сполз пацтол...

трубогиб то юзал? или между делом рассчитаешь несуший кузов?
сильно сомневаюсь)))))
респектище ТВОРЦУ!!!!!!!!! Сам сделал и оформил!!!
а дизайн, ну гляньте лэндкрюзю 60-70 годов.......................(((((
и кто таки смог на заз официально поставить тот же вазовский двигатель???
то-то)))))))))))
VEFF
Из здесь присутствующих кто-нибудь науку такую "Сопротивление материалов" изучал?! Вообще женатые есть?!
ALK
Цитата(zazik3 @ 26.8.2007, 18:01) *
Цитата
...из труб квадратного сечения...

Дальше читать не смог ибо сполз пацтол...


трубогиб то юзал? или между делом рассчитаешь несуший кузов?
сильно сомневаюсь)))))
респектище ТВОРЦУ!!!!!!!!! Сам сделал и оформил!!!
а дизайн, ну гляньте лэндкрюзю 60-70 годов.......................(((((
и кто таки смог на заз официально поставить тот же вазовский двигатель???
то-то)))))))))))

хыыыы... laugh.gif трубогибом квадратный профиль гнуть??? гыыыы!!! laugh.gif laugh.gif laugh.gif
я сползаю, я с вами.. laugh.gif
купить в 77 году новый(!!!) двигатель.. хм, ну да в гамазине лежитsmile.gif)

и объясните мне, техническому дегенерату, как это чудо без раздатки ездиетsmile.gif недопривод шоль?smile.gif тогда это "жып" и причем с маленькой буквы
Цитата
Подвеска колес полностью независимая.
гыгыгы.. TLC, блин.. laugh.gif сравнили, блин.. какой-то прототип оки, прости Господи... laugh.gif
Irbis
Такие крутые блин... вас бы на его место да в его время ух я бы посмеялся...
VEFF
Так притензий к аппарату в принципе нет. Ну, сделал и слава Богу... Огорчает полная техническая безграмотность.
Цитата
Подход к делу был научным: представив будущую машину в виде жесткой балки, студент рассчитал изгибающий и скручивающий моменты, сварные швы, заложил в конструкцию соответствующие материалы.

Кузов автомобиля ну никак нельзя упростить до жёсткой балки. У меня конечно по "Сопротивлению материалов" была тройка, и моё мнение может быть не столь авторитетным, но кузов автомобиля - это скорее пространственная рама с элементами различной жесткости. Я не случайно спрашивал про женатых! У студента третьего курса расчёт пространственной фермы занимает примерно месяц, если эта ферма будет представлять из себя каркас автомобиля - расчёт займёт год в самом лёгком варианте... А если туда внести элемнты переменной или хотя бы различной жесткости - вообще страшно себе представить. Ну, конечно если этому студенту дать современный микрокалькулятор, то дело раза в два быстрей пойдёт... А тогда? С логорифмической линейкой и таблицами Брадиса... Э-эх...
Алексей
Цитата(VEFF @ 26.8.2007, 21:56) *
Так притензий к аппарату в принципе нет. Ну, сделал и слава Богу... Огорчает полная техническая безграмотность.
Цитата
Подход к делу был научным: представив будущую машину в виде жесткой балки, студент рассчитал изгибающий и скручивающий моменты, сварные швы, заложил в конструкцию соответствующие материалы.

Кузов автомобиля ну никак нельзя упростить до жёсткой балки. У меня конечно по "Сопротивлению материалов" была тройка, и моё мнение может быть не столь авторитетным, но кузов автомобиля - это скорее пространственная рама с элементами различной жесткости. Я не случайно спрашивал про женатых! У студента третьего курса расчёт пространственной фермы занимает примерно месяц, если эта ферма будет представлять из себя каркас автомобиля - расчёт займёт год в самом лёгком варианте... А если туда внести элемнты переменной или хотя бы различной жесткости - вообще страшно себе представить. Ну, конечно если этому студенту дать современный микрокалькулятор, то дело раза в два быстрей пойдёт... А тогда? С логорифмической линейкой и таблицами Брадиса... Э-эх...

Сопромат, однако рулит. Куркулятор тоже. Но не в случае расчета кузовов авто, да и любых других тоже. Кривую растяжения стали видел? сопромат работает только до площадки текучести, т.е примерно до 40% прочности стали. Ляминь им посчитать вообще невозможно.Есть такая наука - теория упругости и пластичности: http://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_упругости_и_пластичности . Вот её методами и считают. Только это еще сложней и в разы более трудоемко, и формулы там не Навье и не Журавский, а так, на полстраницы. Так вот, есть такие проги, которые позволяют рассчитать все что угодно из чего угодно, используя метод конечных элементов - аппроксимация работы набора элементов бесконечно малой, но конечной длины в геометрических размерах рассчитываемого элемента конструкции (почти дословная цитата из руководства к САПР "Лира"), т.е. балка (например) представляется в виде очень большого (конечного) числа элементов очень маленькой (но конечной) длины - суть реализация методов теории упругости и пластичности в электронном виде. Жесткость элементов берется бесконечной, опоры эелементов (соединения) - упругопластичные. Современные проги - Scad, Visual Analisis, и прочие.
Поверь мне, в том же скаде нарисовать пространственную ферму с панелями (кузов автомобиля) можно за полдня, а расчет занимает от силы 30 секунд. Но для детализированного расчета нужна детализированная модель кузова, а вот это уже проблема: размеры модели в скаде и в реале не должны отличаться более чем на 0,01 мм. Труд по рисованию реальной модели кузова огромен, и одному можно просидеть несколько лет.
А то, что кузов обсуждаемого авто представлен в виде балки при расчете - не важно. Оно ведь ездит. Значит, расчет верный.
VEFF
Какие программы в 1967 году?! Тогда и корень то квадратный по параболе изыскивали...
Я же говорю, нет никаких притензий к аппарату! Пусть себе ездит на здоровье. Он бы и без всяких рассчётов ездил. Дело то не в этом. Дело в том, что автор статьи допустил ошибки. Ну, не верю я, что студент мехмата стал бы что-то делать "из труб квадратного сечения"... Вы сами то себе представляете "трубу квадратного сечения"?! А сферу кубическую?
Ещё вас спрашивают "который час", а вы начинаете рассказывать о том, какие красивые у вас часики... Не нужно мне устраивать ликбез по современным методам рассчёта конструкций на прочность - я всё это знаю. Вот у меня есть один знакомый - крупный специалист в области рассчёта конструкций на прочность, - я его обязательно попрошу изучить всё вышенаписанное, потому что мне что-то не нравится в нижеследующей фразе:
Цитата
Сопромат, однако рулит. Куркулятор тоже. Но не в случае расчета кузовов авто, да и любых других тоже. Кривую растяжения стали видел? сопромат работает только до площадки текучести, т.е примерно до 40% прочности стали. Ляминь им посчитать вообще невозможно.
Алексей
Цитата(VEFF @ 27.8.2007, 14:35) *
...У меня конечно по "Сопротивлению материалов" была тройка...
...мне что-то не нравится в нижеследующей фразе:
Цитата
Сопромат, однако рулит. Куркулятор тоже. Но не в случае расчета кузовов авто, да и любых других тоже. Кривую растяжения стали видел? сопромат работает только до площадки текучести, т.е примерно до 40% прочности стали. Ляминь им посчитать вообще невозможно.



У меня тоже по сопромату трояк. Моя специализация - расчет строительных металлических конструкций. Расчет металла именно в строительстве ведется до площадки текучести, типа дальше металл не работает. Работает, и еще как. В яндексе набери "диаграмма растяжения стали СТ3КП", он наверняка картинку выдаст. Методы сопромата работают в самом начале этой диаграммы, пока не наступит увеличения удлинения растягиваемого образца без заметного увеличения нагрузки. Это называется "Наклеп" - механическое упрочнение стали. Кузова автомобильные делаются из обычной, не кованной стали, никакого наклепа там нет. Расчет методами сопротивления материалов невозможен, не будет полностью выбран прочностной ресурс материала. Кузова надо считать на знакопеременные динамические нагрузки, на "отнулевые" и "черезнулевые" циклы, неизбежен усталостный расчет. Сопромат тебе даст только журавского и навье. И геометрические характеристики сечений.
VEFF
Да, у меня была тройка! Но эту тройку мне поставил сам Макаревский Д.И., который предварительно в течение года читал мне лекции.
У нас тут выходит спор слепого с глухим. Я не люблю повторяться, но видимо придётся...
Цитата
Не нужно мне устраивать ликбез по современным методам рассчёта конструкций на прочность - я всё это знаю.

Вот из заграничной командировки вернётся мой товарищ, тогда все точки над ё и расставятся.
Irbis
Да вы чего народ, какая пластичность? ))

Цитата
ТеоМЃрия пластиМЃчности — раздел механики сплошных сред, задачами которого является определение напряжений и перемещений в деформируемом теле за пределами упругости.


И каким боком тут автомобили? Рама автомобиля должна работать в пределах упругости, причем далеко в нижней ее части. (А об остаточных деформациях не может быть и речи!). Знакопеременные, усталостный расчет... ну это же не самолет! Это у них нужно считать, где масса строго ограничена - а делать надо (вот и делают за счет ресурса, но до площадки все равно не доходит). И если крыло самолета может изгибаться и работать, когда его конец перемещается на несколько метров - то если рама автомоибиля изогнется хотя бы на несколько см - могут быть нприятности.

Так что не надо усложнять себе жизнь )

P.S. Раз все пошли меряться, то у меня по сопромату "хор" было )
Алексей
Цитата(Irbis @ 29.8.2007, 10:41) *
Да вы чего народ, какая пластичность? ))

Цитата
ТеоМЃрия пластиМЃчности — раздел механики сплошных сред, задачами которого является определение напряжений и перемещений в деформируемом теле за пределами упругости.


И каким боком тут автомобили? Рама автомобиля должна работать в пределах упругости, причем далеко в нижней ее части. (А об остаточных деформациях не может быть и речи!). Знакопеременные, усталостный расчет... ну это же не самолет! Это у них нужно считать, где масса строго ограничена - а делать надо (вот и делают за счет ресурса, но до площадки все равно не доходит). И если крыло самолета может изгибаться и работать, когда его конец перемещается на несколько метров - то если рама автомоибиля изогнется хотя бы на несколько см - могут быть нприятности.

Так что не надо усложнять себе жизнь )

Согласен, на счет пластических деформаций я загнул. Действительно, не самолет. Но объясни мне тогда, как считали кузова ЗАЗ 966-968? на кочке встаешь-двреь на закроешь, хотя кузов как вчера с завода? Конструкторская ошибка!
Irbis
Цитата(Алексей @ 29.8.2007, 12:55) *
Согласен, на счет пластических деформаций я загнул. Действительно, не самолет. Но объясни мне тогда, как считали кузова ЗАЗ 966-968? на кочке встаешь-двреь на закроешь, хотя кузов как вчера с завода? Конструкторская ошибка!

Сэкономили на металле наверна ) (Хотя у меня например с дверями проблем нет (79 годwink.gif Бывает только посильнее хлопать надо чуток, когда поддомкрачена к примеру).
965mmx
"P.S. Раз все пошли меряться, то у меня по сопромату "хор" было )"

ладно, у меня по сопромату "отл" было, и лиц. последняя Лира есть и много чего еще, но я лучше просто промолчу раз тут такие дискуссии smile.gif хотя считаю что расчет одного только кузова без учетаподвески, узлов, агрегатов и создаваемых ими нагрузок и моментов просто не имеет права на существование. А из "квадратной трубы" я думаю просто для простоты постройки, и никаких расчетов небыло. ИМХО
Алексей
Цитата(965mmx @ 30.8.2007, 0:52) *
А из "квадратной трубы" я думаю просто для простоты постройки, и никаких расчетов небыло. ИМХО

Эта точна. Есть такая книжка - "10 заповедей автосамодельщика", автор Зак.П, там приведена методика расчета пространственной рамы кузова, и начинается все это со сбора нагрузок. Считается довольно просто.
ALK
господа и товарищи, тоже аццкий самопал, выглядящий симпатичнее этого ведерка biggrin.gif
хорошо бы знать из чего собрали, но увы...
MeMZ
кузов деформируется на любом автомобиле, будь то ЗАЗ, Фольц или жигули. например если поддомкратить Москвич 407 седан с его толщиной стали 0.8-1.2мм то фиг там двери откроются\закроются (если жопу поддомкратить). на моём 966 рядом с задней стойкой отошёл от сварных швов лист стали, теперь при езде этот лист скрипит а если положить на него палеци прижать к стойке то при движении автомобиля будет чувствоваться перемещение этого листа относительно стойки. всё в этом мире имеет коэффициэнт упругости. самая заметная деформация кузова идёт от усилия на скручивание.
Алексей
Цитата(MeMZ @ 31.8.2007, 14:30) *
кузов деформируется на любом автомобиле, всё в этом мире имеет коэффициэнт упругости. самая заметная деформация кузова идёт от усилия на скручивание.

Ага. Был у меня космич 2141 (промокаю глазки масляной тряпочкой - слезу вышибает. как вспомню. Крокодиловую biggrin.gif ). Гнилой он был вусмерть. Не было пола, порогов, лонжеронов, отгнили и отлетели кронштейны крепления задней балки (оба кронштейна) пока я гнал машину от ГИБДД до гаража. Доехал путем привязывания балки старыми ремнями ГРМ huh.gif
Так как родное кузовное железо на эту машину найти почти невозможно (особенно внутрянку), варил "я тебя слепила из того что было, а потом..." Днище-2мм, лонжероны - 4 мм, поперечные балки - 4 мм, в порогах вообще уголок 45х5. Косынки, усилители, все как полагается. В результате машину можно было домкратить в любом месте, поднимался весь борт. У соседа по гаражу есть такой же космич, состояние - вчера с завода (зимой не ездит, через день моет и т.п.). Домкратит заднее левое - двери не открываются.
Кузов ауди а6рс. Ляминь 100%. Из-за развитого сечения элементов несущего каркаса, да еще с бульбами, жесткость на кручение по сравнению с нашими питомцами wacko.gif
Так что смотря как делать. Тем более в самопале, где ты сам себе конструктор.
Тоха
Цитата(ALK @ 30.8.2007, 16:06) *
господа и товарищи, тоже аццкий самопал, выглядящий симпатичнее этого ведерка biggrin.gif
хорошо бы знать из чего собрали, но увы...

Судя по рессорам и мостам при жизни ето был уазка
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.